Пирамида Майяпан последний из городов майя.
Археология Майяпан представляет собой один из последних крупных городов древних майя и столицей северного Юкатана. Он достиг своего максимального развития уже в период распада цивилизации майя около 1200-1450 годов нашей эры. Этот город часто переводится как “Знамя Майя” и служил политическим, экономическим и религиозным центром региона, прежде чем был заброшен в 15 веке практически перед самым приходом испанских конкистадоров.
Город Майяпан надо всё же сказать это слияние двух культур – цивилизаций майя и тольтеков, которые мигрировали в 1000 году с центрального высокогорного плато современной Мексики.
Далее мы подробно разберем значение для древних майя основных архитектурных зданий на центральной площади Майпана.
Храм Кукулькана в Майапане.
В сердце Майяпана располагается одна из самых выдающихся пирамид – храм Кукулькана. Она была построена по точному образу пирамиды в Чичен-Ице.
Бог Кетцалькоатль был одним из основных богов в пантеоне индейцев мезоамерики как основатель наземного мира. На северный Юкатан его культ принесли с центральной Мексики индейцы тольтеки и совместно с майя начали активно его продвигать под майянским названием Кукулькан.
Эта пирамида служила не только религиозным центром, но и символом власти и единства для города. Вершина пирамиды использовалась для проведения религиозных ритуалов и жертвоприношений, что подчёркивает важность религии в жизни майя.
Храм обезглавленных воинов.
Еще одно жуткое место для жертвоприношений в Майяпане, которое являлось ритуальным для жизни индейцев майя. Оно находится за храмом Кукулькана и фактически является его пристройкой.
Обезглавливание в майянской культуре было распространенным культом смерти. В нишах над изображением скелетов были обнаружены остатки челюстной кости, по всей видимости отрубленные головы помещались в них при проведении ритуала.
Эти акты могли символизировать подавление и устрашение врагов, демонстрации силы и решимости майянских воинов, готовых бороться до конца и приносить жертвы ради своего народа.
С другой стороны обезглавливание могло также иметь мифологическое повествование и ритуальной практикой. В майянских мифах рассказывается о героях, спускающихся к богам подземного мира Шибальбы, которых там обезглавливают. Это часто сопровождалось мотивами возрождения и обновления. Таким образом, фигуры обезглавленных воинов могли символизировать жертву ради большего блага, включая плодородие земли и поддержание баланса между мирами живых и мертвых. Кстати, храм обезглавленных воинов как раз находится рядом со священным сенотом, а сенот у майя был ещё и символом входа в загробный мир Шибальбу.
Храм с цветными фресками.
Это место где сохранились ценные образцы майянской живописи. Настенные фрески изображают божеств и мифологические сцены, связанные с созданием мира, божественными сущностями, управляющими природными стихиями и астральными явлениями. Эта художественная живопись древних майя датируется 1200-1450 годами нашей эры.
Исследования фресок в Майяпане продолжают проливать свет на комплексный и многогранный характер майянской цивилизации, подтверждая её как одну из наиболее продвинутых и вдохновляющих культур древнего мира.
Их можно увидеть в пристройке к храму Кукулькана в Майяпане.
Зал Королей в Майяпане.
Постройка находится справа от храма Кукулькана и вероятно, служила местом, где проводились коронации, ритуалы инициации и другие важные церемонии, связанные с верховной властью в городе. Это могло быть также место для проведения советов с высшими чиновниками и священнослужителями для обсуждения важных государственных и религиозных дел.
Помимо своей функциональной роли также могла служить символом могущества и величия правящего класса Майяпана, демонстрируя богатство, искусство и архитектурное мастерство майя. Залы подобного рода часто украшались росписями, рельефами и другими художественными произведениями, которые изображали божеств, мифологические сцены, исторические события достижения правителей.
Круглый храм или обсерватория в Майяпане.
Этот круглый храм был построен примерно в 1350 году, через 50 лет после пирамиды Кукулькана.
Он безусловно является одним из самых интригующих архитектурных произведений, оставленных древними майя в Майяпане. По этому поводу до сих пор идет спор у археологов.
Астрономические функции
Майя были выдающимися астрономами, и многие из их сооружений ориентированы в соответствии с астрономическими явлениями. Круглый храм мог служить важной обсерваторией, предназначенной для наблюдения за небесными телами и событиями, такими как солнцестояния и равноденствия. Его круглая форма могла обеспечить уникальную панораму неба, позволяя точно отслеживать движение звезд и планет. Но в отличии от обсерватории в Чичен Ице в его куполе нет отверстий для наблюдения за звездами, а возможная надстройка над ним не сохранилась.
Религиозное значение
Круглые структуры часто ассоциируются с религиозными ритуалами и поклонением. Круглый храм мог быть посвящен определенному божеству или служить местом для проведения церемоний, связанных с водой, плодородием или другими аспектами майянской мифологии. Возможно, он играл ключевую роль в календарных ритуалах или жертвоприношениях, отражая взаимосвязь между космосом, природой и человеком.
Храм богу дождя Чаак в Майапане.
Бог Чаак был одним из центральных божеств в пантеоне майя, ассоциируемым с жизненно важными дождями и водой, необходимыми для сельского хозяйства. Верования вокруг Чака отражают глубокое почитание природы и её циклов, которые были основой для выживания и процветания майянской цивилизации. Маски Чаака вероятно служили не только украшением, но и символом молитвы за плодородие и урожай, а также защитой от засухи и других природных бедствий.
Заключение
Майяпан представляет собой уникальный пример архитектурного и культурного наследия древних майя, отражающий как их традиционные практики, так и адаптацию к изменяющимся условиям позднего периода их существования.
Археологические находки в Майяпане продолжают раскрывать тайны этой великой цивилизации, предоставляя ценные сведения для археологов. Посетить арехеологию можно на двухдневном туре по Юкатану из Канкуна.